Торговая наценка обычно выражается в процентах либо относительно цены продажи потребителю (цены для общества), либо относительно цены покупки торговцем. Поэтому говорят о наценках «от внешней цены» и «от внутренней цены». Наценки первого типа могут называться также «надбавками» и «скидками». Торговая наценка методы и способы расчета Вы можете узнать в любое удобное для Вас время.
Если розничный торговец приобретает товар по 100 тыс. руб. и продает по 200 тыс. руб., его надбавка достигает 100 тыс. руб. Сколько процентов это составит? Относительно цены продаж:
(100 / 200) х 100 = 50% .
Относительно цены покупки:
(100 / 100) х 100 = 100% .
Обычно торговые наценки измеряются относительно цены продаж, но практика меняется от сектора к сектору и даже от фирмы к фирме.
Размер наценки зависит от положения посредника в сбытовой сети и от причитающегося ему вознаграждения за выполняемую сбытовую функцию (функции). Как показано на врезке 11.3, в некоторых случаях посредник пользуется сразу несколькими наценками.
Обычно торговые наценки доводятся до сбытовика в форме цепочки процентов, длина которой зависит от выполняемых им функций.
Для крупного сбытовика она может, например, иметь вид: «30, 10, 5 и 2/10, полные 30».
Первые три числа - это последовательные скидки с тарифной цены (наценки):
30%: наценка за выполнение функций розничного торговца;
10%: компенсация выполнения функций оптовика;
5%: поощрительная скидка за рекламу в местной печати;
2/10: 2% поощрительная скидка за оплату в течение 10 дней;
полные 30: предельный срок оплаты (в днях).
Врезка 11.3. Пример структуры цены дистрибьютора. Источник: Monroe К. В. (1979).
Задача изготовителя установить тарифную (т. е. рекомендуемую конечную) цену становится тем сложнее, чем больше посредников появляется между ним и конечным покупателем.
11.5.2. Сравнение сбытовых издержек
Итак, торговая наценка - это плата за те функции сбыта, которые принимают на себя посредники. В той степени, в которой изготовитель принимает на себя определенные функции, он должен обеспечить и их финансирование. В табл. 11.4 проведено сравнение издержек двух непрямых каналов, в одном из которых имеются оптовики, а во втором существует прямой контакт с розничной сетью.